Сергей Митрофанов работает спасателем с 2003 года и ни разу не пожалел о своём выборе.

Он там, где нужна помощь

«Владения» МКУ «Спасатель», где мы встретились с Сергеем Митрофановым, старшим смены № 3, удивили чистотой и спокойствием. Что располагало к беседе.

В этой организации мой собеседник – с момента её образования, с 2003 года. Когда узнал, что туда набирают сотрудников, пришёл, написал заявление в отдел кадров и ни разу не пожалел о своём выборе. Как оказалось, работа спасателя ему не в новинку, ведь ещё до этого была у каневчанина армейская служба в Севастополе в качестве водолаза. Когда корабль перевели в Новороссийск, остался в своей военной части вольнонаёмным. Вместе с другими сослуживцами вели спасательные и другие работы в глубинах Чёрного моря.

– Почему вернулся к родным берегам? – интересуюсь я.

– Кровь заставила. Я же человек не городской, сельский. А приходить на помощь людям, попавшим в беду, необходимо повсюду. Это ведь основная задача тех, кто решил посвятить себя профессии спасателя. Иного просто не дано, – говорит Сергей. – Я не могу сказать, что мечтал стать спасателем ещё со школьных лет. Были какие-то намётки, на кого бы хотелось пойти учиться, но чтобы всерьёз – подумать не успел. Потом армия. Она-то, можно сказать, и сделала выбор за меня.

О спасателях знает и помнит каждый, поэтому в случае чрезвычайной ситуации люди всегда обращаются к профессионалам из МЧС. Они готовы в любой момент выехать на вызов. Причём, невзирая на погоду – и в изнуряющую жару, и когда ветер пронизывает до костей, и когда хлещет дождь. А главное – без оглядки на постоянный контакт с опасностью: кто знает, как может обернуться ситуация на месте происшествия.

Чтобы не было «минусов» в работе, спасателям нужно трудиться профессионально. Поэтому первый шаг к этому – обучение в специальных заведениях. Сергей был слушателем курсов в Краснодарской учебной части. Получил специализацию «спасатель». Но теория есть теория. Практика – вот прямой путь в освоении всех азов профессии. И, как выясняется, не только своей.

– Мы должны обладать навыками слесаря – уметь открывать замки, взламывать закрытые двери, вскрывать покорёженные автомобили; медика – оказывать первую медицинскую помощь; психолога – успокоить пострадавших и многими другими, – рассказывает Сергей. – Ну и, конечно, в совершенстве владеть специальным штатным оснащением. Оно у нас всегда в полной готовности, чтобы, случись вдруг беда, – не подвело. Нельзя здесь не отметить, что почти всегда при спасательных работах действуем плечом к плечу с другими оперативными службами – пожарными, полицией, медиками. Кстати, мы тоже отзываемся на их просьбы, к примеру, иногда помогаем погрузить тяжёлых больных в машину «скорой помощи».

Каждый выезд спасателей к месту происшествия является ценным – и в плане наработки опыта, и в плане борьбы с различными обстоятельствами, работы в команде в экстремальных условиях. И, конечно, учёте уроков на будущее. Ведь от всего этого зависят человеческие жизни.

Интересовал меня и вопрос о психологической устойчивости спасателей: как реагируют они на специфические ситуации, когда произошедшее не укладывается в рамки человеческого подсознания. Как справляются эмоционально.

– Стараемся не вдаваться в подробности, а делать своё дело. На нас лежит груз большой ответственности, особенно когда случай тяжёлый, и нужно помочь теми силами и средствами, которые у тебя есть. Необходимо отключить эмоции и мобилизоваться на работу. У нас хорошая команда, все имеют высокий уровень ответственности, дисциплинированы, готовы к нагрузкам, умеют действовать хладнокровно и быстро принимать решение в чрезвычайных ситуациях.

– А самый тяжёлый случай за годы работы помните? – не могла я не спросить у спасателя.

– Это была авария на Ленинградском кольце, когда столкнулись три автомобиля – два грузовых и легковушка. Итог – семь погибших. Их всех где-то ждали родные и близкие…

Сергей рассказывал мне о страшной аварии, о том, как пришлось нелегко и физически, и морально, и это так не вязалось с той спокойной обстановкой, в которой проходила беседа. Сейчас на базе стояла тишина, здесь она – на вес золота. И каждый звонок тревожен: а вдруг? Пусть же этих «вдруг» будет как можно меньше. А моего собеседника никогда не покинет бескорыстие, преданность своему делу. Оно у него одно – спасать.

…Идёт время, и сегодняшняя смена Сергея Митрофанова станет вчерашней. Сколько их ещё впереди?

Светлана ПРОТОПОПОВА,
фото автора