Прогуливаясь по главной аллее центрального парка в Каневской, не задумываешься, что ходишь по уникальному средневековому гидротехническому сооружению, которое было здесь обнаружено и «захоронено» в 2010 году.

Загадка подземного купола

Десять лет назад, занимаясь ремонтом водопроводных коммуникаций для фонтана, рабочие наткнулись на неизвестный объект, который назвали «подземный купол». Кто, когда и, главное, для чего его построил, осталось тайной.

В жаркий июльский день все наши мысли только о воде. Как хочется в летний зной окунуться в живительную прохладу и утолить жажду глотком холодной и вкусной воды! Для этих целей в старину на караванных дорогах (примерно с Х века н. э.) стали строить подземные купольные цистерны из кирпича для сбора и хранения дождевой и талой воды, которые назывались «сардобы». Название происходит от персидских слов «сард» (холодный) и «об» (вода).

– Сардобы сохранились на обширных пространствах сухих степей и пустынь Евразии, и некоторые из них я имел возможность увидеть ещё в детстве, – рассказывал мне папа. – Сначала воду собирали в специальные водоёмы («хаузы»), ограждая их глиняным забором («дувалом»). Со временем стенки для большей прочности стали делать из жжённого кирпича, а сверху пристраивался купол («гумбаз»), он препятствовал испарению воды, защищал от пыльных бурь и создавал тень.

 

Так получилась ёмкость, полусферическая по форме, углублённая в землю до 3-5 метров, с толстыми кирпичными стенами до 1,5 метра. Чтобы попасть внутрь этого сооружения, к нему пристраивался портал, а к воде вёл спуск – ступени или пандус.

Вода в таких хранилищах оставалась холодной даже в самый знойный день. Поэтому нередко возле подземного бассейна-хауза строили специальную площадку, которая служила местом для сна и отдыха в тени под сводами купола-гумбаза.

В верхней части полусферы, которой была накрыта сардоба, находилось небольшое отверстие. Оно выполняло роль вентиляции и служило для естественного освещения внутри этого сооружения.

– Наполнявшая сардобу дождевая и талая вода шла по подземному каналу («кяризу»), который имел выход на поверхность, через систему колодцев, – объяснял мне отец. – Она спасала караванщиков, идущих иногда по несколько месяцев по местам, где нет ни жилья, ни селений.

Пить «гнилую воду» из нашего Чульбозсу (река Челбас) даже в те времена было рискованно, поэтому люди искали какие-то альтернативные варианты. Тут им на помощь приходил опыт, полученный в самом «сердце Азии».

Для строительства сардобы применялся очень сложный состав растворов, гидроизоляционных материалов и кирпичей. Благодаря этому она сохранилась до наших дней. Этот объект представляет ценность как памятник истории и культуры, потерявший своё хозяйственное предназначение.

Павел БАНДИН,
юнкор

Фото: Валентин ЦВЕТКОВ