Кардиолог центральной районной больницы Екатерина Рокотянская о себе и секретах здоровья.

Дела сердечные – для всех нас вечные

В палату интенсивной терапии районной больницы врач-кардиолог Екатерина Рокотянская вошла с хорошим настроением и доброй улыбкой. Она тепло поприветствовала больных, справилась об их самочувствии, порадовалась, что коварный недуг, хотя и медленно, но всё же отступает. Екатерина Сергеевна сделала очередные назначения, и мы смогли в ординаторской начать беседу.

На радость доктору и автору этих строк до обеда был всего один телефонный звонок, да и то звонившую каневчанку интересовал простой консультационный вопрос о новом лечебном препарате. Толковый и понятный ответ врача-кардиолога пришёлся по душе землячке. И на мой вопрос о выборе профессии Екатерина Сергеевна отвечала сразу, не напрягая память.

В окружении медиков

– С детства я любила лечить окружающих людей. Правда, сначала я была доктором для всех своих кукол. Потом пациенткой стала бабушка. Мои советы, виртуальные пилюли, лекарства, уколы были обязательны и для остальных домочадцев. И где-то к годам четырнадцати я твёрдо решила: буду врачом. Мой выбор профессии был связан ещё и с тем, что я жила в окружении медиков. Мой дедушка Николай был хирургом. Тётя Екатерина – кардиологом. Её родители – тоже врачи. Правда, специальности моих родителей не имели отношения к медицине, но выбор мой был им одобрен: профессия – правильная. После окончания школы я поступила на лечебный факультет Кубанского мединститута. Училась с огромным желанием и большой радостью. Практику, называемую в медицине интернатурой, проходила во второй краевой больнице.

Как и многим молодым кардиологам, мне было сложно в начале своего пути. Было страшно. Особенно ночью, когда оставалась одна с тяжёлыми больными. Когда испытывала огромную ответственность за их жизнь. После почти 15 лет работы в профессии стрессовые ситуации мне не страшны. Говорю без пафоса: выручают знания и опыт. А поначалу была незаменимая и памятная на всю жизнь помощь моих коллег-учителей. Все мои наставники помогли мне войти в профессию.

Беспокойная, любимая работа

– Что всё же было памятным и приятным в первые годы вашей работы врачом-кардиологом?

– Была напряжённая, беспокойная, любимая работа. Работа по исцелению тяжёлых больных. Конечно, были и моменты, которые не забываются. У одного из моих подопечных была внезапная остановка сердца. Вместе с коллегами мы вернули его к жизни. Когда он пришёл в сознание, пошёл на поправку, и узнал, что я причастна к его спасению, он мне сказал: «Я очень благодарен своей второй маме!».

Жить на позитиве!

– Екатерина Сергеевна, читателям будут интересны и, естественно, полезны ваши советы и рекомендации.

– Сначала я всё же назову общеизвестные: не курить, не злоупотреблять алкоголем, вести здоровый образ жизни, держать вес, дружить с физкультурой и спортом. Конечно же, регулярно обращаться в лечебные учреждения. И не только, когда состояние здоровья требует этого, но и в период диспансеризации. А что касается больных, то они должны строго выполнять назначения лечащего врача. Теперь добавлю рекомендации, которые основаны на моём личном опыте.

Очень важно, как можно чаще быть в хорошем настроении или, как сегодня всюду твердят по шаблону: жить на позитиве. Много раз замечала: если больной замкнут, зациклен на своих горестях-печалях, если излишне удручён проблемами или сложными обстоятельствами, то труднее ему побеждать болезнь. Жизнерадостный, неунывающий человек – оптимист быстрее справляется с недугом. Даже с самым тяжёлым. И ещё об одном условии, очень нужном для больного. Ему важно знать и понимать, что его очень ждут дома. Ждут его выздоровления родные и друзья. Приведу один конкретный пример. Машина скорой помощи привезла пожилую женщину с обширным инфарктом из дальнего населённого пункта района. Выздоровление пациентки было непростым и долгим. Я думала, что женщина – одинокая, но от её соседки по палате, узнала, что она – мать двоих сыновей, которые проживают в Краснодаре. Но больная не хотела тревожить их известием о своей беде. Мол, пусть не утруждают себя излишними хлопотами. Мы с коллегами узнали адреса сыновей, и сообщили о болезни матери. После приезда сыновей, больная, бывшая учительница, преобразилась. Выздоровление наступило быстро. Но вскоре опять-таки от соседки по палате я узнала, что моя подопечная всячески старается, оттягивать день выписки из больницы. Ей предстояло возвращаться в пустой, холодный дом, в котором есть печь, но её нужно топить даже не углём, а дровами… «Может, кто-то из сыновей вас возьмёт к себе?» – осторожно спрашивали мы.

– Нет-нет! У них свои семьи, свои заботы. А судьба моя, видно, такая: доживать мне придётся одной.

Утром следующего дня перед выпиской из больницы эта одинокая женщина умерла…

Всё меняется в лучшую сторону

– Думаю, что нельзя обойти стороной и проблемы здравоохранения. С какими критическими оценками вы согласны, а какие не приемлете?

– Да, не всё у нас на высшем уровне, но ведь с каждым годом положение дел меняется в лучшую сторону. И национальный проект «Здравоохранение» тому подтверждение. Но всё же в спорах о проблемах государства медицина на одном из первых мест. Поэтому в нашей среде звучат такие шутливые фразы: «Ты – врач? Значит, виноват! Или: «Виноват? Значит, врач!» Мы с коллегами, конечно же, болезненно воспринимаем такие оценки. Если же говорить о проблемных вопросах районной медицины, то я сожалею, что есть некоторый отток кадров, особенно молодых. А в отдельные периоды наблюдается и нехватка кадров. Нередко так называемые «миллионщики» (специалисты, получающие от бюджета миллион рублей), поработав недолгое время, скоропалительно покидают наш район. А он, кстати, очень комфортный для проживания, работы и отдыха. Я до замужества, жительница Краснодара, получившая тоже эту сумму, потраченную для приобретения жилья, не собираюсь с мужем и двумя детьми покидать свой замечательный коллектив и любимую работу.

Помню не только лица, но и кардиограммы

– Мы говорили с вами о проблемных вопросах здравоохранения разных масштабов, а что в настоящее время лично огорчает доктора Екатерину Рокотянскую?

– Вроде бы, можно было об этом и промолчать, но поскольку и моих коллег огорчает этот деликатный вопрос, то скажу я всё же о нём.

Мы всегда с коллегами огорчаемся, когда некоторые пациенты, выписавшись из больницы после успешного исцеления, порою в упор не замечают нас. Не говоря о том, что просто не здороваются. Когда такое случается, я про себя думаю: земляки, да я же не только ваши лица помню, а и кардиограммы! Помню, как расставались. Как родные, как близкие люди. Были довольны друг другом. И вдруг – стена отчуждения. Сразу же начинаешь размышлять: наверно, что-то не так сделал… Рассказываю вам, а сама виню себя: не надо бы об этом говорить…

Доброе сердце каневчан

– Вы постоянно имеете дело с сердечной болью пациентов, а можете назвать людей, о которых говорят: доброе сердце, человек щедрого сердца…

– Примеров доброты и милосердия немало. Назову лишь некоторых. Это Артамонова Людмила Анатольевна. Она учит любить и помогать ближним моих детей. В школе, которой она руководит, в прошлом году был организован благотворительный концерт, и собранные средства направили на лечение маленького жителя Каневской. Доброе сердце – это и отец Георгий –настоятель Свято-Покровского храма. Это коллеги моего мужа — фермеры станицы Новодеревянковской – Сергей Владимирович Шумилов и Павел Михайлович Колесникович. Они оказали существенную помощь сельской медицине.

– Ваша любимая фраза или изречение?

Автор моей любимой цитаты Зигмунд Фрейд: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот, кто вы есть сейчас».

– Что вас и ваших коллег выручает в минуты грусти и огорчений?

– Конечно же, юмор. В нашей сложной работе и во время общения с больными он необходим. Шутим, заходя в палаты, шутим во время лечебных процедур. Человек спрашивающий, кто такой кардиолог, может услышать ответ: «Это врач, который лечит всё. Правда, только роды он не принимает». Нередко мы вспоминаем шутку, к сожалению, неизвестного нам острослова: больница сегодня – это лечебное учреждение, где пациенты мешают докторам работать с документами.

– Наша беседа – накануне женского праздника. Какой день 8 Марта был для вас самый памятный? Какой подарок для вас был особенный?

– В 2011 году за несколько часов до наступления женского праздника я получила подарок – ребёнка-первенца – дочь Ульяну. Кстати, у нас с мужем есть и сын – Назар.

– Екатерина Сергеевна, когда слышатся слова «дела сердечные», то в народе раньше подразумевалось, что речь идёт о любви, но в последнее время упоминание этих двух слов расшифровывается, как дела кардиологов. На мой взгляд, сегодня можно с полным правом говорить, что дела сердечные – вечные, так как сердце нуждается в постоянном внимании, заботе и помощи. Пусть же в вашей работе дела эти всегда будут успешными. В канун женского праздника от коллектива «Каневских зорь» вам – крепкого здоровья, большого счастья – личного и семейного.

Светлана АНДРЕЕВА