На одном из городских маршрутов работает кондуктор из Каневской, владеющая несколькими иностранными языками.

Долгие дороги каневчанки

Уроженцев Каневского района можно встретить всюду. В этом я убедился, когда недавним вечером ехал в краснодарский микрорайон Юбилейный. От железнодорожного вокзала троллейбус привычного для меня 8-го маршрута плавно и мягко катился по спокойным улицам краевой столицы. После девяти вечера пассажиров было мало, и почти каждый входивший тепло приветствовал кондуктора, как хорошую знакомую. На сумке хозяйки салона была заметная, хорошо читаемая надпись: Татьяна Александровна Своеволина. Редкая необычная фамилия, подумалось мне. Неужели она говорит о твёрдой, непоколебимой воле женщины? Но мягкая улыбка, приветливый взгляд кондуктора нарушили эти мысли.

– Извините журналиста за профессиональный интерес, но хотелось бы мне узнать, как давно трудитесь кондуктором? – поинтересовался я.

– Двенадцатый год, – охотно откликнулась Татьяна Александровна, – я – кубанская, родом из Каневской. Моя первая специальность после окончания педучилища – учитель рисования и черчения. Потом был физмат пединститута. Работала в школе. Но, выйдя замуж за военного, и, находясь за рубежом, трудилась в гарнизонных детских садах воспитателем. Из-за длительных армейских командировок мужа приходилось менять профессии, а также одну работу на другую. Когда вернулись на Кубань, хотелось вернуться в родную Каневскую, но в Краснодаре мой муж, военный пенсионер, Василий Федорович Своеволин, окончил курсы водителей троллейбуса и стал с большим желанием трудиться на «рогатом» (так многие называют троллейбус). А вслед за ним я тоже окончила курсы, но кондукторов. И после этого наш семейный дуэт больше десяти лет трудится на «восьмерке». Наши долгие дороги продолжаются теперь на этом транспорте. Мы с мужем любим и троллейбус, и работу.

В ходе беседы с Татьяной Александровной я узнал, что довольно часто подъём на работу у супругов Своеволиных в три часа ночи. В четыре они выходят из квартиры, а потом уже в депо начинается старт их трудовой смены. Она длится от шести до восьми часов. За это время кондуктор «обилечивает» от трёхсот до пятисот пассажиров.

– С какими проблемами сталкиваетесь?

– Не хотелось бы говорить о безбилетниках, или «зайцах», но они всё же встречаются. А вот мальчиками-незайчиками я часто называю школьников. Они, действительно, всегда оплачивают за проезд. За все годы работы я подружилась с некоторыми постоянными пассажирами. Когда есть возможность, мы говорим о погоде, политике и своих увлечениях.

– Татьяна Александровна, а какие любимые занятия есть у вас?

– Шью, вяжу и вышиваю. Читаю. Раньше нравились романы Дюма, а потом полюбила произведения Шолохова. Кстати, немалое количество прочитанных книг я передала в библиотеку, которая находится в Юбилейном микрорайоне. Если продолжать о своих увлечениях, то признаюсь, что люблю песни конца прошлого века. Особенно по душе песня «Подруга». Её очень душевно исполняет Алёна Апина.

Кондуктор хорошо знает историю краснодарского троллейбуса. Его первый маршрут, просветила меня Татьяна Александровна, был проложен в краевой столице летом 1950-го года. Движение троллейбуса тогда было по улицам Тельмана (сейчас это Постовая), Красноармейской, Пушкина, Сталина (Красная), Светлой (Гаврилова). Известны Своеволиной и другие страницы истории этого транспорта.

Некоторые коллеги нередко называют Татьяну Александровну полиглотом, так как знают, что она, жена армейского связиста, побывала в нескольких странах, где проходил службу её супруг, и знает разговорные языки этих государств.

– Нам пришлось служить в Прибалтике, Германии, Монголии, других странах, – рассказывала Татьяна Александровна, – не секрет, что в троллейбусе иногда слышу иностранную речь, и если понимаю, что хочет узнать пассажир, то стараюсь ему помочь. Чаще всего объясняю, как добраться до нужной остановки. В последнее время нередко приходится общаться со студентами из африканских государств. Не раз писала им на бумажках названия и остановок, и магазинов. Они же обычно на ломаном русском языке с улыбкой и с поклоном благодарят за пояснения.

Перед тем, как сфотографировать кондуктора в вечернем троллейбусе, я задал вопрос, который связан с её фамилией.

– Татьяна Александровна, если бы у вас, Своеволиной, была своя воля – что-то сделать значимое, то какие бы вы приняли решения?

– Я бы разрешила бесплатный проезд школьникам, студентам и пенсионерам. Как в некоторых больших городах России. А в масштабе страны хорошо бы ощутимо увеличить пенсии. Но хочу заметить, если это и случится, то любимую работу я пока не собираюсь бросать!

Владимир НЕСТЕРЕНКО,
фото автора