Учитель каневской СОШ № 1 Захар Ковалько отмечен благодарностью губернатора Кубани за добросовестный труд.

Интересно, весело и… с физикой!

Учителя-мужчины в современной школе – явление нечастое. Такие педагоги ценятся на вес золота, их все дети знают по имени-отчеству, даже если те не преподают у них в классе. Кто они, как пришли в педагогику и почему там остались, спросим у молодого и талантливого физика первой школы Захара Ковалько.

– Ещё учась в 6 классе стародеревянковской 11-й школы, я твёрдо знал, что буду физиком, поступлю в радиотехнический институт, – начинает наш разговор Захар Юрьевич. – Разбирался в сложных схемах и законах, ездил на подготовительные курсы в Таганрог. Окончил школу и поступил. Возвращаюсь на вокзал, а напротив – педвуз. Познакомился с весёлыми ребятами – оказались из педа, стали уговаривать поступать к ним. Сел на трамвайчик, поехал в радиотехничекий, забрал документы и отвёз их в пед. А через пять лет уже получал диплом учителя физики и математики. Начальник РИМЦа Галина Акимовна Виноградова предложила поработать в первой школе. Пришёл. И сразу нашёл общий язык с непослушным 7 «Г», успевшим к тому времени сменить не одного классного руководителя. Дети попросили довести их до выпуска. Пообещал и не смог подвести. Так и втянулся.

– Юношеский авантюризм или интуиция? Не пожалели о необдуманном решении?

– Не пожалел. Я действительно люблю то, чем сейчас занимаюсь. И к стандартным решениям отношусь скептически. Стараюсь и учеников учить мыслить нестандартно.

– Кстати, об учениках. Есть категория, с которой легче или интересней работается?

– Первое время больше нравилось работать с детьми 7-х – 9-х классов. Ты им объяснил – они воспроизвели. Сейчас мне интереснее со старшеклассниками. Они мыслят смелее, удивляют оригинальностью идей и решений. А если к этому добавить ещё хорошую теоретическую базу, получается очень интерсный диалог на физические темы. В старших классах научная деятельность – моя любимая история. Разбираем интересные физические модели и законы. Естественно, что-то дублируем, но в каждом ученическом повторении – инновация. Выпускник 2018 года, очень толковый парень Паша Беззуб в своё время исследовал ионный двигатель и беспроводную передачу электричества.

– О, да вы замахнулись на Николу Тесла…

– И не только. Выпускник этого года Миша Тиличенко сконструировал беспилотный летательный аппарат, а Андрей Левенцов – модификацию двигателя Стирлинга. Летом 2018 года в рамках ежегодной «Летней школы учителей года» мы с девчонками и мальчишками отправились в экологическую экспедицию на Волгу, где собирали данные для исследования «Звук и шум». Получился отличный проект.

– С девчонками? Неужели и им это интересно? А кого легче обучать: девочек или мальчишек?

– Ты, наверное, думаешь, что я выберу второй вариант? Да, зачастую интереснее с парнями. Обычно у них прекрасно развита интуиция, они генерируют такие идеи… А вот с девчонками легче: они исполнительны, пунктуальны, скрупулёзны, в точности повторяют ход решения. Обычно парни – инсайт, девочки – алгоритм. Но разными путями и те, и другие приходят к единому верному решению. Сегодня разрушается стереотип, что физика – исключительно мужское дело. Представительниц прекрасного пола в профессии становится больше. Одна из моих самых способных учениц Настя Кулик – сегодня студентка 4 курса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

– Вы скоро будете выпускать уже второй свой класс и абсолютно с каждым ребёнком находите общий язык. В чём секрет?

– Наверное, я сам ещё не совсем вырос. Поэтому понимаю, что детям интересно, что для них важно и ценно. Чувствую, какие подобрать слова, чтобы не пролетели мимо ушей. Знаю, как мотивировать. Можно сказать, мы с ними на одной волне.

– Неужели у вас не бывает скучно? Всё-таки физика…

– Я где-то интуитивно конструирую каждый урок. Считаю, что главное – придумать нестандартное, мотивирующее, интригующее начало. А дальше иду по программе, но обязательно вслед за учеником. Поправляю и направляю.

– Три предыдущих учебных года – ваш яркий профессиональный взлёт: в 2017 году вы стали «Учителем года», в 2018 – лауреатом краевого, в 2019 – обладателем гранта президента. Наверняка неслучайно оказались в педагогическом. А своим ученикам бы такой судьбы желали?

– Конечно. Учитель – отличная и женская, и мужская профессия.

– А что бы вы пожелали всем учителям в новом учебном году?

– Меньше бумаг, чтобы всё время можно было посвятить детям: и тем, кому предмет пока ещё не совсем даётся, и тем, кто способен выйти далеко за рамки школьного учебника. Мне в армии говорили: «Пришёл, научился – не имеешь права уйти, пока не передашь свой опыт и знания следующему». В школе живу по тому же принципу. Учил, учу, буду учить и учиться.

Елизавета КОЖЕВНИКОВА, юнкор