Наш корреспондент узнал изнанку патрульно-постовой службы.
Работа полиции связана не только с расследованием резонансных дел или эффектными задержаниями, которые мы привыкли видеть в сериалах, но и с тем, что скрыто глазу обывателя. Такой повседневной, трудной, «как будто не видной» работой занимается патрульно-постовая служба полиции. 2 сентября её сотрудники будут отмечать свой профессиональный праздник.

История службы началась в 1923 году, когда НКВД издало «Инструкцию постовому милиционеру». Название «ППС» вошло в обиход позже – в 1963 году, когда вышел Устав патрульно-постовой службы. В Каневском районе действует отдельная рота ППСП, которая дислоцируется на улице Элеваторной в Каневской.

Герой сегодняшнего репортажа – заместитель командира взвода лейтенант полиции Владимир Дозорец.

Путь в ППС

Сейчас мне 35 лет, на службе в органах внутренних дел с 2012-го года. До этого служил во Внутренних войсках, срочную два года и потом три года по контракту. Проходил службу в Чечне около 10 месяцев. То есть на сегодняшний день выслуга составляет 12 лет.

Я оканчивал сельскохозяйственный техникум, в Каневскую приехал с Алтайского края в 2011-м году. Когда пришёл в ППС, стал на должность полицейского, затем – командира отделения, а потом в 2017-м году – замкомвзвода, на которой нахожусь и по настоящее время.

Одна из основных моих задач на этой должности – контроль личного состава, контроль несения службы.

Владимир Дозорец

Командир экипажа

Я заступаю старшим экипажа. В экипаже три человека – старший, водитель и стрелок. Все экипированы табельным оружием (пистолет ПМ), стрелок дополнительно – автоматическим (автомат Калашникова или пистолет-пулемёт «Кедр»).

Старший экипажа подчиняется оперативному дежурному. Ему же подчиняются и остальные наряды. Замкомзвода контролирует подчинённый личный состав.

Есть определённые нормы выставления (конечно, я о них вам говорить не буду). Но в общих чертах можно сказать, что заступают пешие наряды (к примеру, на вокзале постоянная служба), помимо них – автопатрули, ГНР (группа немедленного реагирования).

У нас есть карточки маршрутов, по которым мы и несём службу. Все отклонения – с разрешения дежурного.

Установленных нормативов времени, по которым должен прибыть наряд ГНР на происшествие, нет. Однако в законе прописано, что сотрудники полиции должны пребыть «незамедлительно». Если нам поступает сигнал, что есть угроза жизни, то мы все остальные задачи оставляем , экипируемся и в течение как можно более короткого времени прибываем на место и разрешаем проблему. Решение о приоритетности вызова принимает дежурная часть. При необходимости на происшествие могут послать даже наряд ДПС. Главное – предотвратить угрозу жизни граждан.

Бывают же смены

Бывают смены, когда вызовы сыпятся один за одним. Только приехал на один адрес, нужно ехать на следующий, тут же поступает третье сообщение. Между вызовами нужно всё оформить документально. Очень много приходится заниматься бумажной работой. Каждый вызов – это как минимум шесть заполненных листов формата А4.

Если смена спокойная, мы занимаемся другой задачей – выявляем и пресекаем административные правонарушения, занимаемся профилактикой. Ищем разыскиваемых лиц, номерные вещи, находящиеся в розыске. Словом – ищем, выявляем, пресекаем, привлекаем к ответственности.

На передовой правопорядка

Патрульно-постовая служба занимается всем. Например, есть такое ошибочное мнение, что сотруднику ППС запрещено останавливать транспортные средства. Это не так, даже в Правилах дорожного движения прописана обязанность водителя передать документы сотруднику полиции. Заметьте, там не указано «только сотруднику ГИБДД».

Сотрудник ППС обязан пресечь любое правонарушение. Главное, оперативно пресечь, потом разберёмся, какое ведомство будет составлять протокол. Мне кажется, что патрульно-постовая служба самая важная в полиции. Везде нужны сотрудники ППС.

Такое воспитание

Ещё хочу поднять тему отношения к полиции. Молодые люди, наверное, газету читать не будут, может быть, им родители доведут. Не надо бояться идти работать в полицию. Да, сейчас отношение у граждан к полиции не очень благоприятное. Периодически в прессе освещается информация о сотрудниках полиции, которые нарушают закон. Но нельзя судить по ним обо всех полицейских.

Мне нравится эта работа, мне нравится помогать людям. Когда я сюда пришёл, не смотрел, какая зарплата, я мечтал о работе в полиции.

За проступок должно быть наказание

В «Пятёрочке» произошло мелкое хищение. По видеокамерам мы определили особые приметы подозреваемых. Мы стали обследовать микрорайон, я увидел старушку одну и попросил остановиться около неё. Показали ей фотографию на телефоне: «Видели таких?». Говорит, что видела три минуты назад, пошли туда-то. Подъехали к многоквартирному дому, поспрашивали. Знаем, говорят, одного из них, живёт на третьем этаже. Заходим в квартиру, вот они!

Сумма ущерба была небольшая, потянуло только на состав административного правонарушения. Ребята в экипаже расстроились, что мелочь вроде такая, а я им – да не важна сумма ущерба, важно, что они совершили проступок, а их уже через полчаса за него наказали.

Есть определённый азарт на таких вызовах. Не представляете, как начинает голова работать. Сразу начинаешь восстанавливать личность преступника, что от него можно ожидать, куда он может скрыться.

Нехорошая квартира

Однажды поступило сообщение о том, что кто-то залез в квартиру. Мы выехали на место – многоквартирный дом. Странным показалось то, что сообщили, что проникновение было через балкон, а квартира на четвёртом этаже. Сразу подозрение – что-то здесь не то. Я тогда стрелком был, с Калашниковым выезжал. Время ночное. Подъезжаем, подходит пара, у мужчины рука обмотана футболкой, я командую: «Остановитесь, покажите руки». Он убирает футболку, а в руках нож. Тут же оружие наизготовку: «Бросьте нож». Оказалось, что этот гражданин и вызвал полицию. В общении ведёт себя неадекватно, рассказывает про чёртиков каких-то, продолжает настаивать, что кто-то в квартире. Поднимаемся в квартиру, автомат в руках. Обследую помещения с фонариком, нахожу нож, потом ещё один. Нож на кухне на столе, на раковине, в спальне на матрасе нож. В квартире никого. Повезли парочку на освидетельствование. Оказалось, что они объелись каких-то таблеток и испытывали галлюцинации.

Оперативность как фактор раскрываемости

Чем скорее мы прибудем на место преступления, тем больше шансов его раскрыть. Недавно был случай, когда у женщины на рынке украли кошелёк из роллета. Но она позвонила спустя четыре часа! Ни свидетелей, ни камер. Почему же вы сразу не позвонили? – Я попыталась сама найти. Если бы она позвонила в ту же минуту, то мы бы прочесали весь микрорайон и по приметам нашли бы подозреваемого.

Вот, к примеру, был случай, когда мы очень оперативно помогли людям. Из кафе на трассе поступило сообщение, что у граждан украли барсетку. А в ней вся жизнь, все документы, карты, наличные деньги. Люди ехали на море, остановились перекусить.

По приезду на место происшествия, мы быстро просмотрели камеры видеонаблюдения, установили внешность подозреваемого. Из этого кафе было масса путей, куда он мог скрыться. Но профессиональная интуиция подсказала, что такой человек, к которому неожиданно в руки попала большая сумма денег, сразу пойдёт и что-то себе купит.

Мы приняли решение проехать к ближайшему «Магниту». Приезжаем туда – он там! Уже купил что-то себе, присел и пьёт пиво. Подходим, сообщаем цель обращения, просим пройти к патрульному автомобилю, приглашаем двух понятых, досматриваем его и находим деньги. В магазине сказали, что он расплачивался пятитысячной купюрой. А потерпевшие сообщили, что пропали как раз пятитысячные купюры, всего около 40 тысяч рублей. У подозреваемого нашли 4800. Где остальные? Из одежды на нём – сандалии, шорты и майка. Куда дел? – Это не я. Попросили разуться и под подошвой нашли остальные деньги.

После убедительного разговора подозреваемый показал нам, куда выкинул остальные вещи. Буквально через полчаса после вызова мы отдаём потерпевшим их пропажу. Они были просто в шоке! Сам преступник, который совершил кражу, был из другого района, если бы он успел скрыться, то шансов раскрыть такую кражу, было бы мало. Когда вернули вещи той семье, то женщина расплакалась, а мужчина просто руками развёл: «Я даже не надеялся».

Александр Кулик

Фото автора