Немногим больше двух с четвертью сотен улиц и переулков в современной Каневской, у каждой из них своя история, свой облик и своё имя.

Улицы станичные, от городских отличные

По «типовому градостроительному плану» куренных селений конца XVIII – начала XIX веков в центре будущей большой станицы первопоселенцы обустроили Церковную площадь (от неё не осталось даже названия после разрушения в 1938 году каневского Свято-Духосошественского храма). Со временем отсюда стали расходиться улицы во все стороны света, только с севера ограниченные в размахе своей застройки речным рубежом с соседней станицей Стародеревянковской.

Говорящие названия

В отличие от городских, будто бы под копирку застроенных, у всех станичных улиц и переулков ландшафт и архитектурные особенности уникальны. Это результат многолетней заботы о своей малой родине местной власти, трудовых коллективов и населения. Конечно, есть и нерадивые хозяева, но в целом каневчане с любовью ухаживают за Каневской. Разбивают не только палисадники во дворах, но и клумбы на придворовых территориях. Украшают станицу аллеями, скверами и парками. И дают своим улицам такие названия как Дивная, Весенняя, Парковая, переулкам – Цветочный, Садовый, Ягодный.

Об особенностях местного ландшафта, географическом расположении или качественных характеристиках говорят названия некоторых улиц и переулков, к примеру: Береговая, Заречная, Северная, Южная, Длинная, Широкая. Другие – о размещённых здесь, в прошлом или настоящем, достопримечательностях, промышленных и социально значимых объектах: Кладковая, Железнодорожная, Заводская, Парковая, переулок Школьный… На вопрос, из каких мест прибыли в Каневскую владельцы первых на той или иной улице подворий, отвечают такие названия, как Азовская, Брюховецкая, Запорожская, Старобакинская, Таманская, Темрюкская.

Сохранилось мало изначальных названий станичных улиц, большая часть переименована по тенденциозным своему времени соображениям. К примеру, бывшая Куренная улица, берёт своё начало в месте основания куренного селения каневчан – отсюда и её экс-название. Но полёт первого человека в космос дал ей новое имя – имя космонавта Ю.А. Гагарина.

12 улиц и 2 переулка со ссылкой на «пожелания трудящихся» были переименованы решением исполкома Каневского сельсовета от 20 марта 1967 года. В том числе улице Хуторской присвоили имя известного русского художника Ивана Айвазовского, улице Прогонной – героини Великой Отечественной войны Зои Космодемьянской. И уже не осталось свидетельств о том, что одна из практически центральных улиц имеет отношение к некоему хутору (или хуторам?). А по другой, ведущей от главной станичной улицы имени Максима Горького к рынку, некогда был прогон для скота. При этом в решении сельсовета полувековой давности говорится, что наименования некоторых улиц «по своему значению устарели и практически не имеют никакого исторического значения и связи с возникновением станицы Каневской»…

Героев своих имена сохраняем на все времена

О социально-политических событиях в стране и героях этих событий, писателях, политиках, деятелях науки и искусства напоминают имена станичных улиц.

Мемориальные названия носят площадь Революции, улицы Октябрьская, Пионерская, Коммунаров, Краснодонская, переулки Советский, Коллективный. Другие хранят имена А. Пушкина, М. Горького, К. Маркса, Ю. Гагарина, О. Кошевого. Это далеко не полный список аналогичных названий станичных улиц – так же, как и во многих населённых пунктах России. Возможно, в каком-то кубанском городе, станице или хуторе тоже, как в Каневской, есть улица Чипигинская – в честь Захария Чепеги, казачьего атамана Черноморского казачьего войска, активного участника переселения казаков-черноморцев на Кубань.

Но есть в Каневской улицы, названия которых не повторяются больше нигде в мире. В них сохранены имена казаков, участников дореволюционных и революционных событий В. И. Коваленко и Г. М. Левченко, героев Великой Отечественной войны Г. К. Нестеренко, Г. И. Свердликова, И. В. Колованова, И. А. Передерия, погибшего при исполнении служебного долга сотрудника МВД С. Ю. Щербаня; легендарных аграриев В. П. Миронова и В. Ф. Резникова, внёсших личный весомый вклад в развитие станицы каневчан Б. И. Репина, Н. Н. Безвершенко, И. В. Дронова, А. П. Яковенко, Е. П. Забашты.

Двух улиц адреса на одной дороге

С севера от стадиона «Олимп» находится развилка двух дорог, в одном квартале от пересечения с улицей Краснодарской, расходящихся в юго-восточном и юго-западном направлениях.

От начала и до самой развилки по обе стороны этого участка станичной дороги нумерация домов идёт по двум улицам: нечётная сторона – по улице имени Г. И. Свердликова, чётная – по Яровой. Вот и получается, что «пошёл сосед к соседу в дом напротив на соседнюю улицу».

Улица имени Коваленко

Небольшая тихая улочка имени В. И. Коваленко начинается «в берегу» реки Сухие Челбасы, поднимается на юг вдоль балки и уже через 800 метров, около молодёжного центра «Победа», упирается в улицу Октябрьскую.

Имя последнего дореволюционного станичного атамана и первого председателя Совета депутатов решением Каневского сельсовета улица получила 20 марта 1967 года. До этого звалась Забайкальской – возможно, первую хату здесь поставили переселенцы с берегов великого сибирского озера, или вернувшийся из тех далёких мест ссыльный обосновался на станичной окраине – подальше от людских глаз. Происхождения первого названия этой улицы не помнят даже старожилы, новым увековечено имя необыкновенного человека, народного героя бурного начала ХХ века.

Коренной каневчанин, потомственный казак Владимир Коваленко родился в семье со средним достатком: сорок десятин земли в Придорожном юрте, пара лошадей и хата. Под одной крышей жили его дед Нифонт Назарович, отец Иван Нифонтович с супругой, двумя сыновьями и четырьмя дочерями.

Начальное образование Владимир получил в Каневском трёхклассном училище, окончил реальное училище для казаков в Екатеринодаре. Что дало ему отличную подготовку для поступления в Харьковский политехнический институт (только недюжинных способностей казаку такое образование в те времена было доступно). В студенчестве и стал проявлять интерес к революционному движению, за что он, один из лучших студентов, не раз был на грани исключения из института.

О его качествах человека и руководителя говорит и то, что по возвращении в Каневскую 25-летний казак Иван Коваленко был избран станичным атаманом. А весной 1918-го он также единогласно был поставлен станичниками на пост председателя Совета рабочих, казачьих и крестьянских депутатов. Миротворческая заслуга Владимира Ивановича очевидна – под его грамотным руководством установление новой власти в станице прошло без кровопролития, как это случалось во многих местах. Всего четыре месяца возглавлял Совет Владимир Коваленко, не смотря на свою молодость, как и на атаманском посту, показав себя умным, справедливым и человечным руководителем.

Шла гражданская война, «окрашенные» в красных и белых станичники волей-неволей были вовлечены в её трагические события. В июле 1918 года в Каневскую вступила 1-я Кубанская бригада Добровольческой армии под командованием генерал-майора В. Л. Покровского. По приказу известного своей жестокостью белого генерала на площади перед станичным правлением устроили публичную казнь ревкомовцев – В. И. Коваленко и его соратников А. П. Карпенко, Т. Я. Назаренко, Д. М. Тышенко повесили, остальных расстреляли…

Председатель стансовета Коваленко не успел даже завести семью, всецело посвятив себя служению народу. Он погиб как герой – за свой народ, за родную землю. И вот уже более века каневчане хранят о нём добрую память.

Материал подготовила
Елена БУТЕНКО

Фото: источник