Пятнадцатый по счёту катер житель Привольной Виктор Васильевич Кузьменко сделал накануне своего 83-летия и нового, 2019-го года.

Фарватер ждёт новый катер

Поздравить неутомимого и неугомонного мастера пришли родственники, друзья-земляки, знакомые журналисты. Каждый из пришедших на двойной праздник Виктора Васильевича любовался могучим катером, слегка припорошенным снегом.

Некоторые непосвящённые станичники задавали хозяину один и тот же вопрос:

– Виктор Васильевич, а почему название у катера «Алдан-5»?

– Я в юности ездил по комсомольской путёвке на Колыму, где протекает эта уникальная река, поэтому и решил в честь неё назвать один из своих катеров. А потом имя любимой реки давал и последующим катерам. Но соблюдал очерёдность: «Алдан-2», «Алдан-3»…

Катерами молодой водитель Виктор Кузьменко увлёкся случайно – однажды ему попался в руки журнал «Катера и яхты». Маломерные, но романтичные суда сразу же покорили парня. Увиденное было сродни первой любви, которая захватывает раз и навсегда. По чертежам и техническим рекомендациям Виктор сделал пробный экземпляр. Катер получился настолько добротным и красивым, что родственники и друзья ахнули. Это было сразу же после полёта Юрия Гагарина.

– Меня это событие вдохновило на дальнейшую работу, – вспоминает Виктор Васильевич.

В то время кубанец, отслужив срочную в столице, женился на москвичке и успел с женой поработать пять лет на Колыме, куда молодожёны уехали по комсомольской путёвке.

Первый свой катер Кузьменко делал по ночам, по выходным дням и в праздники. Трудился он тогда водителем в системе ЖКХ столицы. Руководство ЖЭКа разрешило ему «мастерить посудину» в заброшенной котельной. Когда катер «Мечта» был готов, Виктор Васильевич отвёз его на одну из стоянок-пристаней на Москва-реке. Там он познакомился с такими же увлечёнными людьми, судостроителями-любителями. Они создали яхт-клуб «Круиз». Виктор Васильевич сначала был членом правления, а впоследствии коллеги избрали его председателем. Владельцы малых яхт, катерков и моторно-вёсельных лодок ходили в недалёкие походы по ближайшим рекам и водоёмам, а лидер «Круиза» решил осуществить давнюю мечту – пройти на катере от реки Москвы до родной степной речки Челбас.

Это было неординарное и смелое решение. Помощником капитана катера вызвался быть брат жены Виктора Васильевича – Алексей. На «Мечте» нашлось место и единственному пассажиру – умной собаке Найде. Путешественники-романтики плыли по рекам – Москве, Волге, Оке, Дону, Азовскому морю. А в Ейске произошла частичная смена экипажа – Алексей уступил место прилетевшим на самолёте из столицы жене капитана Валентине и их сыну.

От Ейска через Должанскую косу, три лимана – Кущеватый, Горький и Сладкий, речки Бейсуг и Челбас добрались до пристани в родной станице Виктора Васильевича. Аналогов такого речного похода не было в стране.

Вернувшись в столицу, Кузьменко продолжал активно работать в яхт-клубе, обучал новичков, много внимания уделял школьникам. И продолжал делать катера, яхты тримараны (суда с тремя килями), мотоботы и различные лодки. Очень часто за три зимних месяца очередное плавсредство было готово к навигации.

Вместе с коллегами из яхт-клуба в начале 90-х годов прошлого века Виктор Васильевич подготовил чертежи для создания вёсельно-моторной лодки с озорным названием «Пеликан». Её длина – 340 сантиметров, а ширина – 142. «Круизовцы» сделали матрицу (форму) для будущего судна. И вскоре первые экземпляры запатентованных «Пеликанов», сделанных из эпоксидной смолы и стеклоткани, были спущены на воду.

Около четверти века назад Виктор Васильевич с семьёй вернулся на малую родину. В Привольной Кузьменко все эти годы продолжает заниматься делом всей жизни. Многие земляки не раз приходили посмотреть на судоверфь в станичном дворе.

Как-то один из соседей стал подшучивать над Виктором Васильевичем:

– Вот ты строишь новый, 15-й катер, а у одного из российских миллиардеров всего одна яхта. Но зато какая! Так что лучше иметь одно судно, но самое-самое.

Кузьменко в ответ грустно улыбнулся:

– Эта яхта, которая стоит баснословных денег, – насмешка над нашим народом.

…Итак, 15-местный катер «Алдан-5» готов.

– Накануне завершения строительства судна у меня были сотрудники местной сельской администрации, – признался Кузьменко, – вроде, мой пятый «Алдан» им понравился. А я гостям сказал, что готов отдать станице своё детище. Правда, попросил компенсировать затраты на купленные материалы. Если власть определит организацию, которая сможет это сделать, то недалёк день, когда начнутся турпоездки на катере по нашим рекам и лиманам.

Владимир Нестеренко