Начальник управления образования Светлана Середа рассказывает о себе, о том, чему бы хотела научиться сама, о детях и о профессии учителя.

Труд учителя – бесконечный

Накануне нового учебного года Светлана Германовна Середа назначена начальником управления образования нашего района. Я пришла в управление, когда там проходила пресс-конференция, посвящённая проблемам дошкольного образования: обсуждали насущные вопросы, поднимаемые родителями детсадовцев, – возможно ли готовить к школе (учить писать, читать) уже в детсаду, могут ли быть в саду платные кружки, есть ли проблемы с местами для деток в ясельных группах и так далее. Работа в управлении образования кипит такая, что у Светланы Германовны нет ни минуты свободного времени. Но нам всё же удалось побеседовать.

21-й век – век команды

– Светлана Германовна, Вы многие годы были директором первой школы. На кого оставили её, она в надёжных руках?

– 21-й век – это век команды, только вместе мы сможем добиться хороших результатов, одному сегодня ничего не сделать. И все вопросы в школе мы решали одной командой – сильных, опытных педагогов. Школа в надёжных руках, сейчас её возглавила Инна Анатольевна Сокол, много лет проработавшая здесь завучем по воспитательной и учебной работе. Я пожизненно принадлежу первой школе, всегда сердцем там. 26 августа исполнилось 30 лет, как я пришла работать в самую большую школу района, сначала завучем, затем директором.

– Как Вы пришли в профессию? Мечтали с детства, продолжили династию или случайно?

– Профессия выбрана не случайно. Росла я на Урале, мама работала федеральным судьёй, и я собиралась продолжить династию. Училась в школе в 60-х, когда были живы и работали преподаватели-фронтовики. И вот они меня отговорили: «Ты что, юрист – это же профессия без будущего! Наступит коммунизм в 2000 году, и судьи будут не востребованы». И я по-девчачьи согласилась тогда. А вечная профессия – это учитель, – решила я и осознанно пошла на филфак.

Дети – это такая радость!

– Не пожалели?

– Дети – это такая радость, это вся моя жизнь! У них своё восприятие жизни, солнечное.

– Светлана Германовна, Вы сейчас знакомитесь не только со школами, но и с детскими садами, много ездите по району. Каким видите образование вообще? Вот если бы представить на минуту, что Вы – российский министр образования. Что бы поменяли?

– Прежде всего, подготовку педагогов. Нужно больше практики, понимания, с кем и как придётся работать.

– Как Вы относитесь к тому, что в школах повсеместно хотят внедрить шахматы?

– Уроки шахмат – это дело сложное, дети и так перегружены. А вот в неурочное время занятие, кружок по шахматам – замечательно. У нас в школах и в «Радуге» уже обучены специалисты для ведения шахматных кружков, во многих школах ведут такие занятия. Лично я восхищаюсь шахматами, они развивают умение логически мыслить, рассчитывать свой ход, предотвратить потерю.

Чему учили и научили

– Светлана Германовна, чему Вас учили в детстве, как воспитывали?

– Моя семья – мама, папа, брат и я. Мама закончила учёбу, когда мне было три месяца, и по распределению уехала отрабатывать диплом. Меня оставили с бабушкой, а брата, он чуть постарше, родители взяли с собой. До 8 лет я жила с бабушкой и прабабушкой. Бабушка, Анна Алексеевна – строгих правил. Она была старшей сестрой у восьми братьев, привыкла командовать, очень хозяйственная, знала и умела всё организовать, чтобы дело спорилось. Воспитание я получила хорошее.

В школе на Урале после войны работали учителя из Питера, приехавшие в эвакуацию. Интеллигентные, грамотные, утончённые. Мы, дети, любовались ими. Учили нас многому. Было заведено один раз в неделю посещать театр. Подъезжал автобус к школе, и мы с удовольствием везде бывали. Учили нас воспринимать искусство – прежде, чем мы отправлялись на балет или в оперу, рассказывали, как нужно всё понимать. Это сохранилось на всю жизнь.

Маяк всей жизни

– А как Вы воспитывали своих детей? Что было у Вас, как педагога и мамы, в приоритете – знания или личностные качества? Расскажите, кем они стали, чем занимаются.

– У меня сын и дочь. Воспитывала в них в первую очередь ответственность – за дело, за семью, за учёбу. За всё, что берутся делать. Ответственность – это как маяк во всей жизни. Сын – кандидат военных наук, подполковник ракетных войск, живёт в Ростове. В этом году 1 сентября у него, как и у меня, круто поменялась жизнь – стал преподавать в кадетском корпусе имени Николая II. Он уже на пенсии. Внучке 12 лет. Увлекается боксом. Я поначалу расстраивалась, казалось, это несовместимо – девочка и бокс. Но потом встретилась с Евгением Тищенко, нашим олимпийским чемпионом, и он меня успокоил: а разве, к примеру, в художественной гимнастике меньше травм?

Дочь закончила Пятигорский лингвистический университет, преподавала в Вашингтоне английский язык, профессор. И сейчас работает, обучает студентов, но он-лайн, приехала домой и живёт со мной.

Поехала за мужем

– Как Вы попали на Кубань с Урала 30 лет назад?

– Поехала за мужем. В 1986 году его пригласили в Каневскую стоматологическую поликлинику на работу. Я вначале работала директором Дома пионеров, это было неожиданно, потому что всегда хотела преподавать в школе. Но я так воспитана, что принимаю всё, что мне поручают, и стараюсь выполнять ответственно. Впрочем, этому и учу детей.

Профессия застоя не приемлет

– Светлана Германовна, а есть ли у Вас мечта?

– Мечтаем с дочкой переселиться из квартиры в домик, чтобы на земле. Чтобы был огородик, сад, чтобы проникнуться и стать частью природы. Работа на земле даёт такое отдохновение и душе, и телу.

– Вы – учитель. А чему бы хотели научиться сами?

– Профессия учителя постоянно требует новых знаний. Каждую минуту чему-то учишься. Правовое дело, финансовое, методразработки… Бесконечно приходится что-то постигать, наша профессия застоя не приемлет.

– Каким сегодня должен быть педагог?

– Самый главный критерий – любовь к детям. Всему остальному можно научиться – оценивать, обучать знаниям. А вот обогреть детей, стремиться их понять – самое главное для педагога. И дети чутко чувствуют твоё отношение.

– Каким должен быть ученик сегодня?

– Вопрос взаимоотношения отцов и детей бесконечный. Ещё мудрецы Древней Греции говорили, что молодёжь не слышит и не понимает старших. К ученикам сегодня требования очень серьёзные. В классе 9-м школьник должен планировать своё будущее, иначе потеряется в этой жизни. Нужно быть уверенным, много трудиться над собой. Уметь держать себя тактично, сдержанно. Я не говорю уже об умении владеть современной техникой. Держать руку на пульсе, иначе останешься на обочине.

– В школе ученики не только получают знания, но и общаются, дружат, влюбляются… Как Вы к этому относитесь?

– Конечно, в школе случаются первые чувства. Но говорю детям, что эти чувства не должны быть напоказ, а только добрые и светлые. Есть семьи, сложившиеся между одноклассниками, и потом они приводят в свою школу уже своих детей. И это здорово!

– Завтра – День учителя. Что пожелаете коллегам?

– Прежде всего скажу слова благодарности и признательности за то, что преданы профессии, выбрали её, сохраняют и превозносят. Эта профессия формирует будущее страны.

Всем коллегам – здоровья, хороших отношений с близкими и родными, чтобы дома был крепкий тыл. Доброго отношения в коллективах, с детьми и их родителями. Новых свершений и побед!

Юлия СИМОНЕНКО
Фото: пресс-служба администрации района