Ему снились по ночам бои за осаждённый Ленинград

27 января – особая дата в истории Великой Отечественной войны. Именно в этот день был полностью освобождён от фашистской блокады город Ленинград. Так получилось, что мой прадедушка Фёдор Васильевич Дубовик имеет к этому событию самое прямое отношение.

Родился он 21 февраля 1921 года в станице Чепигинской. После школы окончил курсы трактористов при Брюховецкой МТС и остался работать там же.

В сентябре 1940 года был призван в ряды Вооружённых Сил СССР. Молодой солдат попал в первый дивизион 101 гаубичного артиллерийского полка, который располагался недалеко от финской границы. 5 декабря 1940 года он принял военную присягу. И считал, что ему повезло в армии оказаться при своей профессии – водить артиллерийский тягач «Сталинец С-65». Это был мощный трактор для своего времени, разрабатывался для сельского хозяйства, однако война нашла богатырю другое применение. Их 101 гаубичный артполк был вооружён 152-мм гаубицами – пушками МЛ-20, полная масса такого орудия составляет 7,9 тонны, поэтому для передвижения орудий нужны были как раз такие сильные тягачи.

22 июня 1941 года

войска фашисткой Германии вторглись на территорию Советского Союза. Финляндия, потерпевшая поражение от советских войск в Зимней войне, выступила на стороне врага. Оснащённые немецкой техникой и оружием, при поддержке немецкой авиации финны нанесли ряд ударов по войскам Красной Армии.

101 гаубичный артиллерийский полк принял первый бой 24 июня в районе Выборга. В течение дня артиллеристы обстреливали наступающие колонны и места сосредоточения финских войск. Первый и третий дивизионы полка были приданы 43-й, а второй и четвёртый – 123-й стрелковой дивизии.

30 августа 1941 года 43-я стрелковая дивизия попала в окружение между населёнными пунктами Матросово – Свекловичное. Трое суток солдаты вели упорные бои, пытаясь прорваться из окружения, но эти попытки не удались, и тогда артиллеристы уничтожили свои орудия, трактора, автомашины и вместе с пехотой через заболоченные участки леса ушли в Койвисто.

Особой заслугой артиллеристов, вышедших из окружения, прадедушка считал то, что они смогли вынести знамя 101-го полка, и оно не досталось врагу.

Из Койвисто корабли Балтийского флота перевезли уцелевших бойцов и командиров в Ленинград, к которому прорывалась немецкая группа армий «Север».

У стен Ленинграда

8 сентября в районе Пулковских высот произошло воссоединение 101 полка: вышли к Ленинграду второй и четвёртый дивизионы. Остатки полка (из 48 гаубиц, положенных полку по штату, на 8 сентября осталось 2) принимали участие в отражении сентябрьского штурма Ленинграда. После провала штурма города гитлеровское командование приняло решение о его блокаде. Вскоре кольцо вражеских войск полностью сомкнулось вокруг города. Немцы методично вели его артиллерийские обстрелы из дальнобойной артиллерии с целью полного уничтожения Ленинграда.

Для противодействия этому было принято решение о проведении контрбатарейной стрельбы, для чего была создана артиллерийская группировка под командованием командира 101 полка подполковника Жданова. К этому времени полк был переброшен в район станции Колпино, где с 25 октября 1941 года участвовал в контрбатарейной стрельбе. На 65- метровой заводской трубе Ижорского завода находился наблюдательный пункт артиллеристов 101 артполка. Наблюдатели корректировали огонь батарей, которые подавляли немецкие орудия на расстоянии до 20 километров. Немцы догадывались о причинах точной стрельбы советских артиллеристов. Поэтому на трубу обрушивался град снарядов, некоторые прошивали её насквозь.

Как только немецкая артиллерия начинала обстрел города, наши наблюдатели безошибочно определяли местонахождение вражеской батареи, и артиллеристы открывали огонь по фашистам. Сделав несколько залпов, им затем необходимо было быстро сменить позицию. Вот здесь и приходилось прадеду жать на все рычаги – ведь максимальная скорость С-65 всего 7 километров в час, а если батарея не успеет, то немецкая артиллерия с авиацией быстро всё сравняют с землёй.

В марте 1942 года 101 полку было присвоено звание гвардейского – он стал называться 12-й гвардейский артиллерийский полк.

До полного снятия блокады Ленинграда полк не менял свою дислокацию, вёл контрбатарейную стрельбу, поддерживал огнём наши войска в наступлении.

В июле 1943 года Фёдор Дубовик был награждён медалью «За оборону Ленинграда». После прорыва блокады полк устремился на запад, активно участвовал в освобождении Советской Прибалтики. Военная биография моего прадеда богата и насыщенна многими памятными для него событиями.

После Победы он оставался в армии до июня 1946 года. За свою долгую боевую службу он был награждён не только медалью «За оборону Ленинграда», но и медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды.

«Ближе к рыбе»

После демобилизации Фёдор Васильевич Дубовик не поехал в Чепигинскую, а решил погостить у своего однополчанина Ивана Евдокимовича Голубицкого в станице Новотитаровской. Там он и познакомился со своей будущей женой – моей прабабушкой. После свадьбы они сначала жили в Новотитаровской, а потом, поскольку прадед был большой любитель рыбалки, в 1963 году переехал с семьёй «ближе к рыбе» – в станицу Привольную. Работал в колхозе им. Ленина трактористом, водовозом. В семье у них выросли трое детей: Раиса – моя бабушка, Валерий и Светлана.

Умер Фёдор Васильевич в марте 1973 года в возрасте 52-х лет – тяжёлая военная эпопея блокадных дней, полученные на войне ранения, не могли не сказаться на его здоровье.

Мы в семье часто вспоминаем о нашем боевом родственнике. Он всегда гордился тем, что как и тысячи его соотечественников они смогли мужественно отстоять город на Неве от коварного врага, тем самым внеся достойную лепту в славную эпопею Победы.

Надежда Дубовик,
юнкор, ст. Привольная