Телефонное мошенничество приняло масштаб эпидемии

Примерно полгода назад состоялось наше интервью с начальником Отдела МВД России по Каневскому району  полковником полиции Николаем Коноваленко. Очередная наша встреча посвящена злободневной для района теме – мошенничеству.

– Николай Анатольевич,этот вид преступления действительно приобрёл масштабный характер?

– Для сравнения приведу данные статистики: если в 2011 году  на территории нашего района было зафиксировано 209 фактов мошеннических действий, то в 2012 их зарегистрировано уже более 300. В целях предотвращения перевода гражданами денежных средств мошенникам,  в ушедшем году нами более 30 раз публиковалась предупредительная информация в районных печатных изданиях, в Интернете, были телесюжеты на данную тему.

Несмотря на активизацию  работы с населением в борьбе с мошенничеством, в январе 2013 года зарегистрировано 53 факта обмана.  То есть тема эта остаётся актуальной и на сегодняшний день.

– Какие же виды мошенничеств наиболее распространены на Кубани и, в частности, на территории Каневского района?

– Наиболее распространённой схемой отъёма денег является телефонное мошенничество. Играя на эмоциях, преступники обирают доверчивых граждан. Как правило, они работают по одной из двух наиболее распространённых схем: «случай с родственниками», «смс-просьба». В первом случае  злоумышленник звонит на телефонный номер жертвы, представляясь родственником,  и срывающимся голосом говорит, что он попал в беду: в дорожно-транспортное происшествие или находится в отделе внутренних дел и подозревается в совершении преступления. Нередко мошенники представляются сотрудниками  полиции  и сообщают, что родственник или близкий человек задержан, находится у них, и чтобы не привлекать его к ответственности, необходимо выплатить некоторую сумму денег. И родственники в большинстве случаев, находясь в сильном  волнении, выполняют все требования, не проверив достоверность подаваемой информации. Приходят в себя, как правило, уже перечислив деньги через платёжный терминал на счёт злоумышленников.

Потерпевшими в результате телефонного мошенничества зачастую оказываются люди пожилого возраста, которым свойственны сильные душевные волнения в критических ситуациях. Преступники учитывают эти факторы и специально оказывают на них целенаправленное  психологическое воздействие, не давая времени адекватно оценить возникшую ситуацию, которая затрагивает интересы близких людей.

Обманутых с использованием схемы «телефонный звонок – платёжный терминал» в 2012 году в полицию обратились более 150 человек, 18 из них перечислили свои деньги через терминал.

Другая схема телефонного мошенничества, актуальная и для нашего района: злоумышленники присылают смс-уведомление или звонят, представившись сотрудником банка, сообщают, что пластиковая банковская карта заблокирована  и требуют сообщить её номер и пин-код. В случае, если гражданин сообщил данные, то  с его счёта исчезают деньги.

Зарегистрированы у нас и такие способы съёма средств с банковских карт:  человеку на сотовый телефон поступает смс-сообщение о большом выигрыше с просьбой перезвонить на определённый номер. После звонка ему подтверждают, что он получил приз и просят сообщить номер карточки, куда, якобы, должны поступить средства. Человек сообщает данные карты неизвестно кому, а затем теряет свои деньги. Здесь возникает резонный вопрос: граждане, вы действительно верите, что просто так вам приготовлен крупный выигрыш? С лёгкостью соглашаетесь взять такой внезапный  «подарок» от виртуального «доброго дяди», а в результате теряете свои сбережения.

Злоумышленники действуют  под видом социальных, медицинских работников, работников банка. Объектом таких преступных посягательств являются одинокие пожилые люди. Они по своей доверчивости  как раз быстрее других и попадают в сети к мошенникам. Зачастую граждане добровольно отдают им свои деньги и ценности, искренне поверив в важность и срочность этих шагов.

В 2012 году 15 жителей нашего района   отдали наличные  под предлогом замены старых денежных знаков на новые, в счёт  оплаты за «чудо-лекарства», «чудо-приборы» и т. д. В январе минувшего года зарегистрирован также вопиющий факт, когда злоумышленница, войдя в доверие к 75-летней женщине, забрала у неё  последние сбережения. Сумма в 25 тысяч рублей для пожилой женщины внушительная.

– Можно ли спрогнозировать новые виды мошеннических действий и повлиять на ситуацию заранее?

– Наука движется вперёд, появляются новые технологии, широко используется такой информационный ресурс, как Интернет. Его широкими техническими возможностями пользуются не только законопослушные люди, но и преступники, которые изобретают всё новые схемы обмана.  Не зря мошенничество считается интеллектуальным преступлением.  Например, в последнее время в крае зафиксированы факты рассылки  абонентам поддельных квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг. К счастью, пока в нашем районе таких случаев не наблюдалось, однако считаю нужным предупредить: если вы обнаружили в почтовом ящике квитанцию необычного вида, не спешите оплачивать услуги ЖКХ, перепроверьте. На подлинной квитанции всегда имеются телефоны коммунальных служб, по которым можно позвонить и проверить состояние своего лицевого счёта.

   

Участились в крае случаи мошенничества с полисами ОСАГО и диагностическими картами техосмотра. Народные умельцы искусно печатают их на цветных принтерах и продают гражданам по заниженным ценам.   Здесь совет такой: чтобы  не стать жертвой преступников, необходимо пользоваться только официальным представительством страховой компании и станциями техосмотра, а не различного  рода фирмами с вывеской «Здесь и сейчас».

– Какие меры предпринимаются сотрудниками полиции  по выявлению мошенников?

– Наша главная  задача – уберечь граждан от преступных посягательств, предупредить об основных схемах их действий. Для этого полицейскими используются все возможные информационные ресурсы, прежде всего – районные газеты, телевидение. Организованы голосовые сообщения в местах массового скопления граждан, разработали памятки  и распространяем их. Проведены встречи с представителями банков, предпринимателями, имеющими платёжные терминалы, в результате на всех банкоматах и  терминалах оплаты появилась предупредительная информация, такие же памятки есть в магазинах, салонах сотовой связи и других общественных местах. Эти  меры являются самыми действенными  для профилактики бытового мошенничества, захлестнувшего наш район в последнее время. Постараемся донести предупредительную информацию до каждого взрослого жителя района, особенно до пожилых людей. Ведь предупреждён – значит, вооружён!

Что же касается раскрытия преступлений, связанных с мошенническими действиями, то это процесс достаточно сложный. Я уже говорил, что за всем этим стоят люди с изощрённым  умом, жаждущие лёгких денег и, главное, умеющие их добывать обманным путём. При этом работа по раскрытию телефонных мошенничеств, относящихся к неочевидным преступлениям, затруднена по многим причинам. В процессе расследования возбуждённых уголовных дел по таким фактам установлено, что звонки и смс поступали из других регионов страны. И потерпевший не может описать внешность преступника, ведь он общался с ним виртуально, по телефону, а то и вообще через смс-сообщение. Узнать принадлежность номера телефона злоумышленника не сложно, но сим-карты, как правило,  оформлены на подставных лиц,   и преступники зачастую ловко уходят от ответственности. Мы ведём кропотливую работу по поиску преступников, соблюдая принцип неотвратимости наказания за содеянное.

Как говорил великий комбинатор Остап Бендер: «Я знаю четыреста  относительно честных способов отъёма денег». Так что  и «остапы» нашего времени в погоне за чужими деньгами могут придумывать всё новые схемы.



– Ваши пожелания гражданам района.

– В заключение хочется сказать, что такой вид преступления, как мошенничество, существует с давних времён, периодически видоизменяясь с учётом времени. Учитывая социальную нестабильность в обществе, будут появляться всё новые схемы отъёма средств у доверчивых людей, поэтому призываю граждан к бдительности и вниманию. Не верьте сомнительным сообщениям, приходящим домой незнакомцам с различными предложениями денег и материальных ценностей, перезвоните родным, от лица которых вам звонят – и вы не попадёте в ловушку.

Валентина Байдак