– Валерий Владимирович, по последним данным, в России наибольший процент онкологии фиксируется в промышленных, с плохой экологией регионах – таких, как Орловская, Тульская, Тверская области, город Санкт-Петербург. Но это не успокаивает жителей нашего региона, так как на Кубани, включая наш район, заболеваемость онкологией тоже достаточно высока. Не связана ли такая ситуация, в том числе, и с применением удобрений на полях?
– Связана. Именно в северных районах края, как наш, и рисосеющих. И именно из-за очень вредных ядохимикатов. Вообще трудно говорить о высокой или низкой заболеваемости в отдельно взятом районе: мы пьём одну и ту же воду, дышим одним и тем же воздухом и, естественно, обмениваемся. Засыпали удобрениями поле Щербиновского района, ветер поднял ядовитую пыль и принёс её к нам, а мы подышали… Да и насыпаем их ложками, а то и вёдрами, а не граммами, в том числе и на свои огороды. Так что пожинаем плоды, в первую очередь, плохой экологии.
– Правда ли, что мужчины заболевают раком чаще, чем женщины? И почему?
– Действительно, по ежегодным статистическим отчётам лет пять назад так и было – мужчины реже обращаются к врачам, чаще работают на вредных производствах и много курят. Потом ситуация выровнялась. А за последние два года женщины мужчин опередили в соотношении 51/ 49 процентов.
– Онкология «молодеет»? Уже годовалому ребёнку ставят диагноз: лейкемия…
– Безусловно молодеет. Ещё 10–15 лет назад рак считался болезнью пожилого возраста, а сегодня многим пациентам – от 30-ти лет. И их болезнь протекает более агрессивно из-за быстрых обменных процессов в организме. Что касается детей – больше их не стало: выявляем одного-двух в год, и всего таких на учёте, пролеченных от онкозаболевания, – 16, большинство – выздоровевшие.
– Какую роль играет наследственность? Если от рака умерли и отец, и мать, детям тоже можно «готовиться»?
– Большинство онкозаболеваний передаётся по материнской линии, в основном, рак молочной железы и в гинекологической сфере. Если же переболели оба родителя, то и у детей риск заболеть существенно возрастает.
– Всегда ли анализ крови может выявить рак? И как вы относитесь к онкомаркерам? Являются ли они стопроцентным показателем?
– Кровь – точно не всегда. Но этот анализ позволяет заподозрить онкозаболевание. Чаще по снижению показателей гемоглобина и эритроцитов, то есть по развитию анемии. К онкомаркерам я отношусь положительно. Самые надёжные, но всё-таки не 100% – на рак предстательной железы и рак яичников.
– Такие современные методы исследования как компьютерная и магнитно-резонансная томографии на какой стадии могут «поймать» рак?
– Могут на первой. Но зачастую это зависит от квалификации рентгенолога.
– Так уж мы устроены: даже если что-то беспокоит, к врачу не торопимся. А на какие симптомы надо обязательно обратить внимание?
– К сожалению, 1-я и 2-я стадии заболевания протекают бессимптомно. А признаки достаточно запущенного – появление слабости, ухудшение аппетита, снижение интереса к жизни. Более того, часто многие хронические заболевания маскируют начало онкологии. К примеру, её развития может не заметить человек с заболеванием сердца на фоне привычных для него одышки, слабости.
– Помогает ли выявлению онкозаболевания широко внедряемая сегодня диспансеризация?
– Добросовестно проведённая помогает в диагностике. Но не предполагает полноценного онкологического обследования.
– Валерий Владимирович, если закровоточила родинка, надо бить тревогу?
– Да. К врачу – обязательно! Это один из симптомов перерождения родинки в меланому.
– Человек резко худеет без изменения пищевого рациона… Тоже признак онкологии?
– Очень существенный! Такого человека надо обязательно обследовать.
– И повторяющиеся носовые кровотечения – повод обратиться к вам?
– А вот с этой проблемой – лучше к ЛОРу, так как онкозаболеваний полости носа крайне мало.
– Если появилось уплотнение на коже, может, стоит сначала понаблюдать за ним?
– Можно, но в течение двух-трёх недель. Если не исчезает, да ещё и увеличивается, необходимо обследование. Особенно это касается уплотнений на шее ввиду частого метастазирования опухолей в шейные лимфоузлы.
– У каждого бывают головные боли. Какие из них должны насторожить?
– Постепенно участившиеся и ставшие стойкими.
– В социальных сетях есть много советов по излечению рака при помощи народной медицины. Доверять ли последней?
– Народные средства не должны заменять профессионального лечения. И если уж использовать их, то не взамен, а просто для оказания помощи.
– А теперь – о профилактике. Как не упустить момент? Поэтапно обследовать каждый орган?
– Чтобы не пропустить начало болезни, надо ежегодно исследовать кровь, проходить УЗИ, флюорографию. И обязательно посещать смотровой кабинет в поликлинике. А другие виды обследования (КТ, МРТ) – по показаниям.
– Валерий Владимирович, вы – единственный врач-онколог на весь Каневской район. Почему? И как справляетесь с такой нагрузкой?
– Я был бы рад помощи ещё одного специалиста! Но в крае подготовка онкологов для районов отсутствует: в двенадцати из них работают совместители. А нагрузка… Её действительно много. Но что делать? Приходится стремиться объять необъятное.
– Тогда и вам самому – здоровья! Чтобы нам всем было спокойней.
Ирина МАТВИЕНКО
Фото автора
* Валерий Владимирович Воронцов окончил Воронежский государственный медицинский институт по специальности хирургия. В Каневской центральной районной больнице работает врачом-онкологом с 1991 года.
* По распространённости на первом месте у мужчин – рак лёгких, у женщин – рак молочной железы.
- Дата:
- 26.10.2017 11:17:17