Летом у энергетиков по-настоящему жаркая пора. В условиях аномальной жары нагрузки становятся предельными. Что делается для того, чтобы электричество приходило в наши дома бесперебойно в тот период, когда оно особенно нужно? Об этом мы поговорили с начальником Каневского района электрических сетей Тимашевского филиала ПАО «Кубаньэнерго» Александром Николаевичем Чёрным.

На пике нагрузок

– Александр Николаевич, с какими результатами коллектив РЭС завершил первое полугодие? Что сделано для повышения надёжности энергоснабжения?

– Уже сейчас можно сказать, что ремонтная программа на первое полугодие выполнена на сто процентов. В Каневской, Стародеревянковской, Новоминской, Привольной заменено более 11 км провода на провод большего сечения, 7 км 970 м ответвлений к домовым вводам, 7 дефектных опор. Эти работы были запланированы в прошлом году по фактам обращений потребителей на низкое качество электроэнергии. После их выполнения напряжение стало соответствовать ГОСТу.

На этот год ещё запланированы работы в станице Александровской. Там заменим ответвления к домовым вводам на изолированные и установим выносные приборы учёта для каждого потребителя электроэнергии.

Большое внимание уделяем электробезопасности. В конце прошлого года на подстанции у первой школы произвели реконструкцию. Демонтирована воздушная линия электропередачи, которая проходила через детскую площадку и детский сад, она заменена на современный кабель в изоляции из шитого полиэтилена, который уложили под землю.

Подобная работа запланирована в четвёртой школе. Там заменим голый провод на самонесущий изолированный.

В рамках выполнения поручения президента по цифровизации сети до 30 сентября формируется геоинформационная база объектов электросетевого хозяйства – трансформаторных подстанций, воздушных линий и опор. Благодаря этому, в случае стихийных бедствий координация бригад и сроки выполнения восстановительных работ будут эффективнее в несколько раз!

– В летний период напряжение в электросети падает. Из-за чего это происходит и есть ли способ решения данной проблемы?

– Повышается уровень жизни населения – в каждом доме становится всё больше электрооборудования. В летний период по некоторым трансформаторным подстанциям нагрузка вырастает до 2,5 раза. У каждого потребителя есть своя разрешённая к использованию мощность (величина отбора мощности, определённая в договоре по электроснабжению). У большинства домовладений в районе это 2,5-3 киловатта. А по факту потребляют от 8 до 12 киловатт! Превышение разрешённой мощности – одна из главных причин снижения качества энергоснабжения.

В этих условиях мы вынуждены обращаться к населению. Не нужно включать энергоёмкие приборы в период пиковых нагрузок. Просим жителей проявить сознательность и не использовать электрические приборы с высокой мощностью до нормализации погодных условий, отключить подсветку наружной рекламы, а также по возможности ограничить использование внутреннего освещения, кондиционеров и сплит-систем.

Персонал Каневского РЭС все возможные ресурсы направляет на увеличение мощности трансформаторов, на замену провода большего сечения, на изолированные. За последние пять лет сделана масштабная реконструкция – проведена каскадная перестановка с увеличением мощности 22 трансформаторов. Эта работа ведётся каждый год.

Если имеются жалобы или пожелания на улучшение качества электроснабжения, в будни с 8 до 17 часов начальник, главный инженер, либо секретарь РЭС примут и зарегистрируют ваше письменное обращение.

Диспетчер Сергей Кальнов координирует работу выездных бригад

– Как организована работа диспетчера? Жители жалуются, что порой бывает сложно дозвониться.

– Смены диспетчеров организованы круглосуточно. Также круглосуточно дежурит оперативно-выездная бригада. Все телефонные звонки, соединения по рации записываются. Чаще всего мы в курсе проблемы ещё до звонка потребителя, многие подстанции обеспечены телеметрическими датчиками.

Надо отметить, что главная функция диспетчера – руководить бригадами (в период технологических нарушений бывает работают до 8 бригад одновременно), обеспечивать их безопасность, а не принимать звонки.

Операторы «горячей линии» находятся в Краснодаре. Можно звонить туда, у нас с ними прямая линия, по которой нам передают заявки от населения. Телефон «горячей линии» ПАО «Кубаньэнерго» 8-800-100-15-52 (звонок по России бесплатный).

– Ежегодно энергопотребление наших станиц растёт. Хватает ли мощности подстанций, чтобы обеспечить потребности населения в электричестве?

– Летом 2017 года в Краснодарском крае был зафиксирован исторический максимум нагрузок на энергооборудование. А в июне этого года потребление электроэнергии в Тимашевских электросетях выросло на 10 миллионов киловатт-часов по сравнению с предыдущим годом!

Для обеспечения потребности в электроэнергии Каневской в первом полугодии этого года была осуществлена большая работа по каскадной перестановке силовых трансформаторов. На подстанции «Каневская» 35кВ заменили трансформатор полной мощностью 6,3 мегавольтампер (МВА) на трансформатор 10 МВА с автоматической регулировкой напряжения. На подстанции «Водозабор» 35кВ трансформатор полной мощностью 4 МВА заменён на 6,3 МВА. Заменён также трансформатор на подстанции в Привольной. Мощность осталась прежняя, но новый узел оснащён приводом автоматической регулировки напряжения.

Таким образом повысились надёжность и качество электроэнергии. Данные работы позволят и дальше развиваться центру Каневской, микрорайонам Загребле, Молодёжному, Южному и Привольной.

Электромонтеры Виктор Серга и Сергей Фатеев в составе оперативно-выездной бригады устраняют последствия аварий

– Во время последнего урагана в конце июня много обрывов линий произошло из-за поваленных веток и деревьев. Как можно это предотвратить? Ведётся ли профилактическая работа в этом направлении?

– В зоне ответственности Каневского РЭС более 2,4 тысячи км линий электропередачи. В Каневском районе 80-90% всех отключений электроэнергии связаны со схлёстом и обрывом проводов ветками деревьев, принадлежащих жителям частного сектора и сельским поселениям. Наибольшие проблемы возникают в пределах Каневской. У населения нет понимания, что отключения электроэнергии и оборванные провода напрямую связаны с деревьями, посаженными ими или их соседями. За насаждениями не следят, своевременно не обрезают и препятствуют их обрезке с нашей стороны.

На всех сходах граждан озвучиваем данную проблему. Должен быть единый подход и понимание, что есть охранная зона линии электропередачи и что недопустимо сажать деревья под проводами.

На хуторах Украинка, Шевченко, Сладкий Лиман, Трудовая Армения персоналом РЭС и населением в 2017 году была произведена обрезка веток. Администрация Стародеревянковского сельского поселения выполнила работы по уборке спиленных веток и деревьев. Отключения у потребителей этих хуторов прекратились совсем – в том числе и во время непогоды 29-го и 30-го июня.

Хочется обратиться к главам сельских поселений, владельцам частных подворий с просьбой проводить обрезку и опилку деревьев, произрастающих в зоне их ответственности. Для безопасного выполнения работ необходимо подать заявку в Каневской РЭС, сотрудники которого проведут отключение и заземление линии, где будет проводиться санитарная рубка и спил веток.

Александр КОЛЕСОВ,

фото автора